Уверенность и автомобильный опыт приходит к каждому автолюбителю с годами. И если вы только вчера стали счастливым обладателей водительских прав, не спешите познать все сразу за один день.
Для закрепления первых навыков, полученных еще в автошколе, попробуйте отработать ваши движения самостоятельно уже без инструктора. Сев за руль, первым делом проверьте настройку зеркал, чтобы обзор был максимально удобным. Настройте сиденье и руль в соответствии с вашими параметрами. Вам должно быть удобно и комфортно, а все необходимые элементы управления должны быть легкодосигаемыми.
Перед первой самостоятельной поездкой не лишним будет изучить маршрут движения и заранее мысленно его проехать, обращая внимания на встречающиеся знаки, светофоры и пешеходные переходы. Не следует сразу ехать в центр города, где движение более оживленное и вы можете разволноваться.
Начните с небольших улочек, чтобы почувствовать уверенность и постарайтесь сосредоточиться на дороге, постепенно учась рассредоточивать зрение. Для большей уверенности можете взять с собой друга, если это поможет вам лучше преодолеть волнение перед первой поездкой.
Что такое ABC для новичка
Кроме пассивных систем безопасности, таких как подушка или ремни безопасности, помогающих при ДТП, существует активная безопасность. Она призвана помочь водителю избежать того самого ДТП. Большинство водителей для быстрой остановки машины применяют «тормоз в пол». Это значит — нажатие на педаль тормоза и удерживание ее. Конечно, подобные действия заставят остановиться машину, однако такое торможение назвать эффективным довольно трудно.
Читайте также: Срочный выкуп неисправных авто дорого
Антиблокировочной системой тормозов (АБС) в последние годы оборудуются как дорогие, так и многие бюджетные автомобили. Это и не удивительно, ведь при относительно невысокой стоимости АБС автомобиля заметно снижает аварийность на дорогах.
Как свидетельствует статистика, примерно 10% всех ДТП случаются по причине блокировки колес на скользкой дороге при торможении, когда водитель просто не может изменить направление движения своей машины. Антиблокировочная система тормозов предназначена для борьбы именно с такой проблемой.
Как работает АБС?
Задачей АБС является предотвращение во время торможения блокировки колес. Это достигается снижением давления в рабочем цилиндре того колеса, которое, как сигнализирует специальный датчик, вот-вот заблокируется. Колесо снова набирает определенную скорость, система включает насос и поднимает давление. Такие циклы длительностью примерно 200 миллисекунд проходит каждое колесо, пока скорость машины не снизится до 5-7 км/ч или водитель не перестанет давить на педаль тормоза.
Современные четырехканальные АБС автомобиля оборудованы четырьмя датчиками – один на каждое колесо, что обеспечивает эффективное торможение на самых разных покрытиях. В случае объединения АБС с ASR (антипробуксовочная система) происходит более эффективная нейтрализация пробуксовки. Также АБС предотвращает вращение автомобиля.
Недостатки ABS
К недостаткам антиблокировочной системы можно отнести то, что на рыхлых поверхностях при торможении увеличивается тормозной путь. Когда заблокированное колесо получает дополнительное замедление и зарывается в поверхность (песок, снег, гравий и др.), то незаблокированное продолжает движение, тормозя медленнее. Эта проблема решается производителями использованием антиблокировочной системы с возможностью отключения.
«Тормоз в пол» вызывает блокировку колес — они перестают вращаться. Т. е. заблокированные колеса заставляют машину мгновенно остановиться. Но это только кажется. По законам физики, сила трения при скольжении всегда меньше, чем сила трения в покое. Что значит следующее: не заблокированные колеса остановятся быстрее заблокированных.
В первом варианте пятно контакта колес с дорогой остается в неподвижном состоянии, что заставляет действовать силу трения. Второй вариант: при заблокированных колесах включается сила трения скольжения. Еще один минус такого торможения. Заблокированные колеса полностью лишают авто управляемости.
Если применить «тормоз в пол» на повороте, то инерция будет вести машину прямо, а не за повернутыми в сторону колесами. Вот и получается, что самый применяемый способ торможения далеко несовершенен, а порой даже опасен. Для того чтобы помочь водителю правильно затормозить, разработчики предложили антиблокировочную систему тормозов.
Основное назначение системы ABS
Смысл этой системы — не дать колесам заблокироваться при торможении. Ее простой вариант представляет собой датчик, снимающий скоростной режим вращений каждого в отдельности колеса, и блок управления. Прибор сравнивает скорости вращения колес, если какое-то из них медленнее вращается (признак блокировки), то на это колесо тормозное усилие будет уменьшено. Блокировки не случается. Прибор делает проверку вращения десятки раз за одну секунду, это и позволяет сохранить равномерную скорость вращения для всех колес.
В результате ABS при экстренном торможении делает тормозной путь машины короче и, самое главное, сохраняется управляемость транспортным средством.
Тормозим прерывистыми нажатиями
Такое торможение возможно и при наличии ABS, и без нее. Смысл прерывистого торможения состоит в том, что давление на тормоз случается резкое, но короткое.
Т. е. водитель то давит на педаль, то ее отпускает. Соответственно блокировка колес то происходит, то нет. Этот способ сокращает тормозной путь за счет того, что при коротком нажатии на тормоз, вес машины распределяется на переднюю ось. И в моменты опускания тормоза, авто остается управляемым. Бытует мнение, утверждающее ненужность системы ABS для водителя, умеющего тормозить прерывисто.
В этой ситуации недостаток ABS очевиден. Хоть она и снижает путь торможения, но в критический момент тормозить прерывисто нужно постоянно. У водителя вырабатывается навык. Однако машина при таком торможении будет сильно раскачиваться, что вызывает дискомфорт как у самого водителя, так и у пассажиров.
Поскольку ABS срабатывает самостоятельно в моменты резких торможений, она станет просто незаменимым другом и помощником для автолюбителя. Современные машины практически все идут с конвейера с уже встроенной системой ABS, в том числе и отечественные. Правда недорогие авто имеют ABS в форме опции. Хотя это не помешает приобрести самостоятельно столь умного помощника для ваших тормозов.